Вагоны, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов

Значительная часть перевозимых по железным дорогам грузов принадлежат к категории скоропортящихся
Вагоны, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов

04.10.22 22:13
текст: Игорь Голованов
фото: INNOV.RU
1133

В основном, это сельскохозяйственная продукция (фрукты и ягоды), мясо и изделия из мяса, молокопродукты, рыба. Для транспортировки таких грузов обычные крытые вагоны не подходят — в стандартных кузовах невозможно обеспечить требуемый температурный режим. Для скоропортящихся товаров предназначены специальные изотермические вагоны:

  • термоса;
  • рефрижераторы;
  • ледники.

Конструкции отличаются диапазоном поддерживаемого температурного режима, наличием активного холодильного оборудования, объемом и грузоподъемностью.

Виды вагонов

Термос

Этот тип грузовых вагонов отличается тем, что не оборудуется активным холодильным оборудованием. Стенки, пол и потолок выполненные в многослойном виде, снаружи стальная обшивка, внутри — сталь или алюминий, между ними теплоизоляционный материал:

  • пенополиуретан ППУ-17Н и ЦПУ-309Т;
  • пенополистирол;
  • вспененный каучук;
  • стекловата.

Наружные стенки окрашивают в серебристый цвет, для отражения солнечных лучей, способных нагреть стальную обшивку до высокой температуры, особенно во время стоянки.

Необходимый температурный режим поддерживается в грузовом отсеке за счет сохранения температуры загруженных товаров, которые предварительно выдерживаются в холодильных камерах. Размеры вагона-термоса позволяют загрузить несколько десятков тонн упакованного и охлажденного груза. За счет внутренней теплоемкости продуктов и высокой степени тепловой защиты, груз остается холодным на протяжении достаточно длительного времени. Но все же время сохранения заданной температуры ограничено, значит, радиус перевозок тоже относительно небольшой.

Ввиду отсутствия в конструкции сложного охладительного оборудования, сопровождающий персонал на время перевозки не выделяется. Вагон пломбируют в точке загрузки и открывают только в пункте доставки.

Рассмотрим характеристики вагона-термоса на примере одной из самых популярных четырехосных моделей ТН-4-20:

  • масса тары — 33,5 т;
  • грузоподъемность — 60 тонн;
  • полезный объем — 53 м3;
  • дверной проем — 2700х2300 мм.

Ширина проема позволяет загружать вагон при помощи автопогрузчика. Паллетировпанные грузы развозят внутри штабелерами, а штучные в ящиках, коробках или мешках раскладывают вручную или при помощи различного складского оборудования.

В качестве термосов также используют модернизированные вагоны обычного типа. Модернизация состоит в установке дополнительного слоя теплоизоляции внутри грузового отсека. Они получили название «крытый вагон с утеплением» (КРУ). Дистанция, на которую можно перевозить скоропортящиеся грузы, используя КРУ, намного меньше, чем расстояния, доступные специализированным вагонам-термосам заводского производства.

Часто в путевых документах встречается аббревиатура ИВТ вагоны. Это рефрижераторы, с которых снято холодильное оборудование. По термостойкости они не уступают вагонам класса ТН-4-20.

Для перевозки жидкостей — молока, вина, крепкого алкоголя, спирта, используют цистерны-термосы. От обычных они отличаются двойной стенкой. В промежутке между наружной и внутренней оболочками находится эффективный теплоизоляционный материал. Температура загружаемой жидкости от +8оС зимой до +15 оС летом.

Стенки изотермической цистерны выполнены из нержавеющей стали, полированной с наружной стороны для увеличения отражения солнечного света.

Основные типы вагонов-термосов, использующихся на РЖД:

  • 918 объемом 110 т объемом 48,5 и 53 м3;
  • ИВ-Термос грузоподъемностью 110 и 136 т объемом 50 и 53 м3;
  • 16-6949 грузоподъемностью 136 т объемом 58 м3.

Рефрижераторы

Это полноценные холодильники на колесах. Оборудованы автономными аммиачными системами охлаждения, или идут составными частями секций из 5 – 12 вагонов с централизованным охлаждением. Секционные поезда рефрижераторного типа укомплектованы одним вагоном, представляющим собой дизельную электростанцию, питающую холодильные компрессоры.

Длина превышает 17 - 21 м (по габариту 1-Т или 1-ВМ). Тара около 39 - 60 тонн, в зависимости от модели, при грузоподъемности 46 – 60 тонн. Температура внутри грузового отсека поддерживается на всем протяжении пути на одинаковом уровне, в диапазоне от – 20 до + 14 оС. Это позволяет перевозить самый разный товар, от замороженных рыбы и мяса до охлажденных овощей, фруктов, ягод и молочных продуктов на любое расстояние.

Ледники

Это несколько устаревший вид, в котором низкая температура поддерживается за счет загрузки в специальные отсеки смеси льда с солью.

Растаявшая жидкость сливается через специальные клапаны в донной части. Кузова утеплены на уровне вагонов-термосов и рефрижераторов, что ставит их в промежуточное положение по дальности между рефрижераторами с активной системой охлаждения и пассивными термоизолированными вагонами. В России строительство вагонов-ледников прекращено в 1964 году.





(сc) Все права принадлежат INNOV.ru

к списку всех новостей

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
(смс) права принадлежат INNOV.RU
Спросом пользуются только металлические изделия

Это практически в каждом случае хорошее решение


КОММЕНТАРИИ